Трудности взросления. Процесс сепарации.

Расставание с ребенком всегда является особой статьей родительских беспокойств.

Мамы тревожатся, когда приходит время выходить на работу, или ведя малыша впервые на детские занятия, в детский сад. А зачастую поначалу мамам сложно даже на время покинуть квартиру с ребенком, или закрыться в ванной комнате – малыш плачет, хватает

за ноги, дерется, стучит в дверь и делает еще уйму всяких «невозможных» вещей. «У меня сердце разрывается!», «Я не могу его оставить, он так плачет!», «Я плохая мать» - думают мамы в такие моменты. И начинается долгая борьба – мама все больше беспокоится, ребенок все больше плачет. Чтобы «не травмировать ребенка» - мамы могут решить, что лучше уходить тайно – когда ребенок спит, или с кем-то занят. Либо, устав от такой «несвободы» - предпочитают решить вопрос радикально, и уезжают в отпуск на неделю-другую. Иногда таким способом мамы отлучают ребенка от груди.

Почему же бывает так сложно мамам расставаться с детьми, и что делать для смягчения этого процесса?

Для благоприятного развития ребенку необходимо чувствовать себя взрослым адекватно его возрасту, отдельным от родителей человеком. В начале жизни ребенок переживает себя слитым (симбиотически связанным) со своей мамой: мама дает ребенку еду и эмоциональное тепло, удовлетворяет желания ребенка, помогает справиться, когда ребенку плохо. Мама также чувствует себя «слитой» со своим малышом - такой, без которой жизнь ребенка невозможна. Постепенно ребенок научается сам поддерживать себя в сложных ситуациях, искать способы достижения желаемого, устанавливать социальные связи со взрослыми (воспитателями, учителями) и детьми. Возможность делать это самому придает ребенку уверенность в своих силах, формируются чувства компетентности, успешности, которые в дальнейшем будут залогом успехов в дружбе, любви, работе. Одновременно с этим идет процесс, в котором и мама все больше может уделять внимание своим интересам, работе, увлечениям. И мама, и ребенок сепарируются друг от друга.

Все дети в той или иной мере имеют сложности взросления. В частности, всем детям необходимо пройти этап отделения от матери, от которой ребенок полностью зависел вначале, и установить с ней новые отношения. В таких отношениях можно любить друг друга, но при этом можно не во всем соглашаться. В этом отделении важную роль играет отец ребенка: он своим опытом показывает, какими могут быть отношения взрослых людей – любящих друг друга, но отдельных, различных.

Одними из трудных, но необходимых для родителей и для самого ребенка реакций отделения являются негативизм, агрессия по отношению к родителям: именно агрессивные чувства дают возможность маме и ребенку по-новому увидеть друг друга. Во многих случаях удается пройти этот этап «безболезненно» и благополучно. Но иногда негативные чувства ребенка довольно интенсивные. Маленькие дети могут бить родителей, топать ногами, кусаться, пачкаться. Более старшие - говорить: «Я тебя не люблю», «Я от тебя уйду», или «Ты меня выгонишь». Задача родителей на этом этапе – выдержать агрессию ребенка и научить его, какие проявления агрессивных чувств приемлемы, а какие - нет. Помочь «выдержать» агрессию ребенка родителям может понимание того, что, как правило, гневные слова и действия ребенка не обозначают его общее отношение к родителю. Что это – всего лишь настроение, относящееся к данному моменту. Ребенок еще не умеет справляться со сложными чувствами – гневом, разочарованием, обидой, страхом, - и оказывается «захвачен» ими. И нуждается в помощи спокойного и уверенного родителя.

Зачастую трудности испытывают те дети, родители которых (в большей степени – мамы) испытывают избыточное чувство вины. Такие мамы могут чувствовать, что «бросают» малыша, когда уходят на работу или по своим делам, оставляют ребенка в детском саду. Чтобы разрешить эту сложную ситуацию, ребенок может формировать разнообразные симптомы – невротические или телесные. Например, если мама старается «возместить упущенное», тревожась о ребенке по ночам, у ребенка могут быть нарушения сна, энурез. Если мама ожидает «разрешения» от ребенка на то, чтобы уйти, то ребенок будет сердиться и «прилипать» к маме еще больше, и будет переполнен страхами в общении с другими людьми. Процесс сепарации не заканчивается в раннем возрасте – ребенку еще предстоит сделать множество шагов к обретению самостоятельности – и в дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом возрасте. Маргарет Малер, которая изучала процесс сепарации-индивидуации, считает, что он продолжается всю жизнь. Мы всю жизнь стремимся к тому, чтобы стать все более целостными, независимыми, и одновременно сделать свои отношения с людьми более свободными и глубокими.

Наши услуги

Психологическая помощь взрослым

Психологическая помощь взрослым

Читать далее

 

Психологическая помощь детям

Психологическая помощь детям

Читать далее

 

Вопросы родительства

Вопросы родительства

Читать далее

 

Яндекс.Метрика