"Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других".

Б.Астафьев

Вопросы творчества вызывали интерес людей во все времена. Талантливые люди создавали произведения искусства, совершали научные открытия. Они формировали культуру, будучи скорее исключением из общих правил. Еще недавно от обычного человека не требовалось особенного творчества – он мог быть довольно успешным исполнителем в рамках культуры, общества, в рамках своей профессии и устоев своей семьи. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Читать далее...

 

Обилие знаний, которое дает современное образование, сегодня уже не предопределяет дальнейшую устроенность в жизни, успешность в профессии. Да и понятие профессии несколько размывается, как и уходят в прошлое общность ценностей для больших групп людей.

Жизнь в эпоху постмодерна становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, а от человека все чаще требуется самостоятельно найти – а часто и изобрести – свое место в жизни, работе, отношениях.

Чувствуя изменения в мире, современные родители много читают о раннем развитии ребенка, уделяют внимание обучению, воспитанию. Но образование в общем остается таким, каким оно требовалось в эпоху просвещения – внимание уделяется не творческому развитию ребенка, а обилию знаний и обучению ребенка действовать «по образцу». Родители развивают интеллектуальные способности дошкольников, соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Гораздо меньше внимания уделяется развитию самобытности ребенка, поддержки его деятельности не «по принуждению», а исходя из своей глубинной сущности. И совсем мало внимания уделяется развитию у ребенка способности понимать себя, свои чувства, желания, стремления.

Что же мы имеем в результате?

Сегодня обычным делом является высокий уровень общей осведомленности ребенка-дошкольника, умение читать, знание языков, математики. Но, к сожалению, это не способствует нахождению ребенком своего места в обществе - многим детям сложно адаптироваться в детском саду, и все чаще дети на пороге школы оказываются эмоционально к ней не готовы. Это проявляется в плохом поведении, стрессах, болезнях. Сегодня дети все реже могут организовать сами свое свободное время, требуя «мультики», проводя время за компьютерными играми.

Школьные психологи отмечают, что за последние десять лет самобытность детского рисунка, детской фантазии значительно оскудела. Яркие, красочные рисунки, где находили воплощение детские фантазии, уходят в прошлое. В таких рисунках дети выражали содержание своего внутреннего мира, своих переживаний и конфликтов, открытий, и воплощали их в культурный акт. Сейчас дети все чаще задают вопросы: «А что именно рисовать?», «Как расположить бумагу?», «Какие цвета выбрать?». Они стараются соответствовать ожиданиям, хорошо исполнить задание. В противовес такому послушанию в рисунке дети становятся все менее управляемыми в учебном процессе, в общении со сверстниками.

Опыт общения со студентами показывает, что многие из них выбирают профессию не по «призванию» или «желанию», а по совету родителей. Или чтобы чем-то занять еще 5 лет после школы. И все реже студенты действительно стараются в получении образования и после окончания ВУЗа работают по приобретенной специальности.

Творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, ощущая связь с окружающим миром, людьми, и связь с собой, со своей глубинной сущностью.

Поддержка в ребенке творца научит ребенка понимать себя, свои состояния, чувства, находить наиболее подходящее решение в сложившейся ситуации. Это даст ему возможность в будущем верно найти свой путь в жизни, свою профессию, выбрать «своих» людей – друзей, супруга.

Для того чтобы развивать творческие способности детей, нужно знать их показатели. Основными показателями творческих способностей человека, независимо от возраста, являются беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

Являются ли эти показатели творческих способностей врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из самых известных создателей системы измерения творческих способностей Е.Торренс говорил по этому поводу, что «наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческие способности, зависит больше от влияния родителей в семье и других взрослых (воспитателей и педагогов)». Это утверждение говорит о том, что творческие способности детей нужно развивать.

Важнейшее условие детского творчества – развитие у детей всех видов восприятия (зрительного, осязательного, кинестетического, слухового) и формирование на этой основе разнообразного сенсорного опыта детей.

Еще одним условием развития творческих способностей дошкольников является наличие наглядно-образного мышления, которое опирается на зрительные представления и их трансформацию как средства решения мыслительной задачи.

Необходимость развития у дошкольников воображения связана с тем, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентирует человека в процессе деятельности на творчество.

Воображение теснейшим образом связано с творческими способностями. «Связь между ними, – указывает Н.С.Лейтес, – однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности, т.е. хорошо развитое творческое воображение – это результат развития различных видов творческих способностей».

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки: от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых.

С точки зрения физиологии, ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, творческим, проявляющим себя в игре и фантазировании. Только постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга, отвечающее за знаковые системы, за логику, и становится ведущим только с 7 лет. Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди. Период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений.

О роли полушарий головного мозга и раннем обучении.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую, тактильную, осязательную). Читать далее...

Творческая группа "ЗЕЛЕНЫЙ ДВОРИК"

Image
Image

Сказки, которые сочиняют дети
на занятиях в «ЗЕЛЕНОМ ДВОРИКЕ»

ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕЧЕК

Image Жил-был в лесу Лесной человечек. Однажды проснулся он и видит, что с деревьев опали листья, стало холодно. Стал думать, что же ему теперь делать, ведь так можно и замерзнуть. Шел он по лесу, шел и встретил Зайца.
-Зайчик, почему в лесу так холодно и листья опадают? – спросил Лесной человечек у Зайца.
-Настала осень! Скоро будет еще холоднее и выпадет снег, - ответил ему Зайчик.
-Что мне теперь делать? – забеспокоился Лесной человечек.
-Тебе, Лесной человечек, надо построить дом!
Задумался Лесной человечек. Как же дома строятся и из чего?
Пошел Лесной человечек дальше и встретил Медведя.
-Медведь, как мне построить дом? – решил спросить он у Медведя.
-Тебе понадобится дерево! - ответил Медведь и стал царапать большое дерево. Царапал, царапал, пока из него не посыпались камни.
Медведь помог Лесному человечку собрать камни и построить из них дом. И они стали жить вместе.

СКАЗКА о ДРАКОНЕ

За лесами, за горами, за широкими полями находился город, в котором жили люди. Взрослые мужчины и женщины ростом были не выше ребенка шести лет. Народ этот был дружелюбный.
Image Однажды над городом ,высоко в небе пронеслось черное пятно. Оно все увеличивалось и увеличивалось ,и люди увидели, что это Дракон.
Они попрятались по домам, но дракон тоже хотел с ними в их волшебные дома. Дракон сказал: «Не бойтесь меня! Я добрый! Это только снаружи я страшный. Все думают ,что у меня каменное сердце, а оно доброе как у всех людей. Я хочу покатать детей и поиграть с ними в веселые игры!»
Родители согласились. Дети побежали обнимать дракона и забрались к нему на спину. Так дракон остался жить с людьми.
Если у кого не было огня, то дракон прилетал и давал им огонь и в пустыню и в дома.
Image

Наши услуги

Психологическая помощь взрослым

Психологическая помощь взрослым

Читать далее

 

Психологическая помощь детям

Психологическая помощь детям

Читать далее

 

Вопросы родительства

Вопросы родительства

Читать далее

 

Яндекс.Метрика