О роли полушарий головного мозга и раннем обучении.

О роли полушарий головного мозга и раннем обучении.

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую, тактильную, осязательную). При этом правое полушарие в основном "обслуживает" левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. И передает команды соответственно левой руке, ноге. А левое полушарие обслуживает правую сторону.

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры, и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое полушарие как бы дробит картину мира на части и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, и левое полушарие действует сравнительно медленно.

Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова "эврика!"), параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные - больше стремятся заниматься искусством или сферами деятельности, требующими индивидуальных, образных решений. Подавляющее большинство великих творцов - "правополушарные" люди. Это композиторы, писатели, поэты, музыканты, художники. Также без развитого правого полушария невозможно делать научные (хоть и небольшие, «детские») открытия - например, решить геометрическую задачу, где требуется целостное представление объекта.

Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, родители в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности детей, таящиеся в правой половине мозга. Например, традиционно процесс запоминания информации (например, стихотворения) воспринимается родителями, как логический или механический процесс. Хотя более продуктивным является использование образной (эйдетической) памяти.

Развитое правое полушарие помогает человеку понимать себя, свои состояния, чувства, а его связь с левым дает возможность облечь переживаемое в слова и найти наиболее подходящее решение в сложившейся ситуации.

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом. Только постепенно к работе начинает подключаться и левое полушарие мозга, и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным.

Всегда ли оно обосновано? Может быть, в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности еще нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если же нет, то левополушарный крен может "заблокировать" правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди.

Ребенок в первую очередь нуждается именно в гармоничном развитии, без узкой специализированной направленности, а значит, необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием.

Наши услуги


Психологическая помощь взрослым

Психологическая помощь взрослым

Читать далее

 

Психологическая помощь детям

Психологическая помощь детям

Читать далее

 

Вопросы родительства

Вопросы родительства

Читать далее
Яндекс.Метрика